Ограничения для вступающих в бизнес!
Подготовка документов

Вопросы и ответы по применению Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»

Гражданам/Государственная регистрация субъекта хозяйствования

Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» не установлены требования к оформлению устава организации и не возложена обязанность по надлежащему оформлению устава на регистрирующий орган.

В регистрирующий орган может быть представлен не прошитый устав организации. Поскольку заявителем предоставляется два экземпляра устава, один из которых остается в регистрационном деле, последующая возможная замена листов субъектом хозяйствования в оставшемся у него экземпляре и ответственность вплоть до уголовной, связанная с этим, лежит на заявителе.

В соответствии с пунктом 5 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», местонахождением частного унитарного предприятия может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица - собственника имущества частного унитарного предприятия.

Жилая комната является жилым помещением, находящимся внутри квартиры или жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения).

Соответственно, указание в уставе частного унитарного предприятия жилой комнаты в качестве местонахождения этого предприятия не допускается.

Согласно пункту 14 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», в регистрирующий орган, наряду с иными документами, должен быть представлен устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf).

В случае представления нечитаемого носителя электронной копии устава, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа вправе не осуществлять государственную регистрацию по основанию, указанному в абзаце втором пункта 24 вышеуказанного Положения, а именно - непредставление в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных Положением.

Подпунктами 8.1.2, 8.1.3, 8.2, 8.2.1 пункта 8 статьи 257 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Кодекс) предусмотрены случаи освобождения заявителей от уплаты государственной пошлины, взимаемой регистрирующими органами.

С учетом части восьмой пункта 4 статьи 251 Кодекса в случае, если плательщик освобождается от уплаты государственной пошлины, работником регистрирующего органа на заявлении делается об этом отметка с указанием, на основании какого законодательного акта и (или) документа плательщик освобождается от государственной пошлины.

Таким образом, в случае обращения за государственной регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей граждан, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, граждан, получающих в дневной форме получения образования общее среднее, специальное, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, граждан, получивших в дневной форме получения образования указанное образование, в течение года после его получения (подпункт 8.1.3 пункта 8 статьи 257 Кодекса), полагаем необходимым также в качестве подтверждения факта освобождения от уплаты государственной пошлины, кроме проставления на заявлении вышеназванной отметки, приобщать к регистрационному делу копию соответствующего документа.

В иных случаях освобождения от уплаты государственной пошлины (подпункты 8.1.2, 8.2, 8.2.1 пункта 8 статьи 257 Кодекса) достаточно проставления отметки с указанием на законодательный акт, предоставляющий право такого освобождения.

В рассматриваемой ситуации делегирование полномочий на подписание заявления о государственной регистрации противоречит части третьей пункта 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», поскольку, во-первых, полномочия на подписание заявления стороннему физическому лицу переданы учредителем - физическим лицом, во-вторых, этот учредитель сам уполномочен остальными учредителями от имени всех на представление интересов в регистрирующем органе, в т.ч. на подписание заявления. Делегирование полномочий стороннему физическому лицу могло бы иметь место в случае, если бы это лицо представляло интересы учредителя - юридического лица и эти полномочия были бы предоставлены ему учредительным документом либо доверенностью.

В соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4, копия документа имеет юридическую силу только после ее заверения (засвидетельствования) уполномоченным должностным лицом организации (пункты 18, 64 данной Инструкции).

В случае предъявления иностранным физическим лицом (собственником имущества, учредителем, участником) подлинного документа, удостоверяющего личность (оригинала), копия такого документа, представляемая в регистрирующий орган, может быть заверена уполномоченным сотрудником регистрирующего органа, принимающим документы, путем указания слова «Верно», наименования должности данного сотрудника, проставления его собственноручной подписи, расшифровки подписи и даты заверения. Если копия документа не сброшюрована, отметку о ее заверении необходимо оформлять на каждом листе такой копии.

При отсутствии оригинала документа, удостоверяющего личность собственника имущества (учредителя, участника), и невозможности сверки копии данного документа с оригиналом (например, при представлении интересов иностранного физического лица в регистрирующем органе иным лицом по доверенности) копия документа, представляемая в регистрирующий орган, должна быть заверена нотариально.

Согласно требованиям подпункта 1.92 пункта 1 постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 5 марта 2009 г. № 20 «О согласовании наименований юридических лиц» (далее - постановление № 20) согласование наименований юридических лиц, содержащих наименование уже существующих юридических лиц, допускается только с разрешения существующего юридического лица.

Наименования действующих юридических лиц зачастую состоят (содержат) из слов (слова), имеющих общеупотребимое значение, то есть являются словом широкого распространения и одновременно не являются наименованием юридического лица, общепризнанного в Республике Беларусь и иностранных государствах («монтажстрой», «стройсервис», «долина», «мебель», «дизайн», «декор», «инвест», «пицца», «формат», «контроль», «реформа», «история», «завод» и т.д.).

В этой связи при согласовании наименований создаваемых юридических лиц разрешение на использование указанных слов представлять в регистрирующий орган не требуется. Названное разрешение подлежит представлению в случае использования в наименовании слов, имеющих отличительный признак, посредством которого наименование не будет отождествляться с наименованиями иных организаций, а также несущих наибольшую информативную и смысловую нагрузку всего наименования в целом.

В случае, если выбранное наименование ранее являлось наименованием действующего юридического лица, такое наименование может быть использовано при согласовании наименования организации, поскольку данный случай выходит за рамки действия подпункта 1.8.10. пункта 1 постановления № 20, предусматривающего запрет на согласование в качестве наименований (части наименований) наименования юридических лиц, исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, наименования юридических лиц, в отношении которых в данный регистр внесена запись о прекращении деятельности, за исключением случаев обращения правопреемника прекратившего деятельность юридического лица.

Согласно подпункту 13.1 пункта 13 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156, при согласовании наименований коммерческих и некоммерческих организаций в регистрирующий орган, помимо прочего, предоставляется копия документа, подтверждающего в установленном порядке полномочия заявителя, в случае представления документов представителями юридического или физического лица, если законодательством не установлено иное.

При этом в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2009 г. № 154, представительство интересов физических и юридических лиц осуществляется на основании доверенности.

Статьей 27 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» предусмотрено, что юридическая помощь оказывается адвокатами на основании договора на оказание юридической помощи.

Договор, предметом которого является оказание юридической помощи, заключается между адвокатом либо адвокатским бюро и клиентом или иным лицом, действующим в интересах клиента, в письменной форме. При этом договор на оказание юридической помощи регулирует отношения между адвокатом (адвокатским бюро) и клиентом, устанавливая виды оказываемой юридической помощи; порядок и размер ее оплаты, а также возмещения расходов, связанных с оказанием юридической помощи, и не касается дальнейших взаимоотношений адвоката с третьими лицами.

Кроме того, форма примерного договора на оказание юридической помощи, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 6 апреля 2012 г. № 90, предусматривает необходимость выдачи клиентом адвокату доверенности на право представлять интересы клиента и совершать от его имени действия по выполнению поручения по оказанию юридической помощи.

С учетом вышеизложенного полагаем, что согласование наименования юридического лица адвокатом в интересах своего клиента (физического или юридического лица) должно осуществляться на основании доверенности, выданной физическим или юридическим лицом.

Скачать формы заявлений и уведомлений
Связаться со службой технической поддержки

Телефон:
+37517 290-07-67
+37517 290-07-86
Электронный адрес:
egr_support@ipps.by
Помощь в работе с веб-порталом ЕГР
Оставить предложения или замечания о работе веб-портала ЕГР
Регистрирующие органы
Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Яндекс.Метрика
НАВЕРХ