Ограничения для вступающих в бизнес!
Подготовка документов

Вопросы и ответы по применению Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»

Субъектам хозяйствования/Государственная регистрация субъекта хозяйствования

Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» не установлены требования к оформлению устава организации и не возложена обязанность по надлежащему оформлению устава на регистрирующий орган.

В регистрирующий орган может быть представлен не прошитый устав организации. Поскольку заявителем предоставляется два экземпляра устава, один из которых остается в регистрационном деле, последующая возможная замена листов субъектом хозяйствования в оставшемся у него экземпляре и ответственность вплоть до уголовной, связанная с этим, лежит на заявителе.

Согласно пункту 18 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», при утере, порче субъектом хозяйствования свидетельства о государственной регистрации дубликат этого свидетельства выдается в день обращения в регистрирующий орган с взиманием государственной пошлины в размере 50 процентов ставки, установленной за государственную регистрацию создаваемой (реорганизуемой) соответствующей организации либо индивидуального предпринимателя.

Таким образом, субъекту хозяйствования достаточно подать в регистрирующий орган заявление произвольной формы и платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Обязанность субъекта хозяйствования по размещению в печатном средстве массовой информации сведений об утере свидетельства для получения его дубликата законодательством не предусмотрена.

При утере, порче субъектом хозяйствования свидетельства о государственной регистрации дубликат этого свидетельства выдается субъекту хозяйствования в день обращения в регистрирующий орган. Дубликат свидетельства является, по сути, повторным экземпляром подлинника, имеющего юридическую силу документа. Соответственно, в нем содержатся сведения, идентичные указанным в утерянном, испорченном оригинале документа. Для этого в пустой бланк свидетельства о государственной регистрации вносятся сведения в точном соответствии с оригиналом.

Исходя из общих положений гражданского и трудового законодательства, полномочия руководителя могут быть подтверждены приказом о назначении на должность руководителя либо предоставлением его копии, или выпиской из протокола общего собрания, правления либо иного органа управления юридического лица об избрании руководителем организации, или трудовым договором (контрактом) или выпиской из него, или гражданско-правовым договором или выпиской из него о сроке договора.

В соответствии с пунктом 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», при подаче заявления о государственной регистрации граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также представляют документы, подтверждающие их полномочия, в случае если они действуют от имени юридического или физического лица.

В случае представления интересов иностранного юридического лица представляется копия нотариально удостоверенной доверенности. В случае подачи заявления о государственной регистрации гражданином, представляющим интересы физического лица, такому гражданину должна быть оформлена доверенность, удостоверенная нотариально в соответствии с требованиями законодательства о нотариате и нотариальной деятельности.

В случае делегирования одному из учредителей (в случае если их количество более трех) полномочий на подписание заявления о государственной регистрации и закрепления этих полномочий в документе, подтверждающем намерение о создании коммерческой организации, в регистрирующий орган должен быть представлен такой документ.

Согласно пункту 14 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», в регистрирующий орган, наряду с иными документами, должен быть представлен устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf).

В случае представленного нечитаемого носителя электронной копии устава, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа вправе не осуществлять государственную регистрацию по основанию, указанному в абзаце втором пункта 24 вышеуказанного Положения, а именно - непредставление в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных Положением.

Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», предусматривает представление в регистрирующий орган оригинала либо копии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию. С учетом требований пункта 4 статьи 251 Налогового кодекса Республики Беларусь при представлении копии указанного документа должностное лицо органа, взимающего государственную пошлину, заверяет ее своей подписью с указанием должности, фамилии и инициалов. На квитанции делается отметка о дате ее представления в орган, взимающий государственную пошлину, которая заверяется также подписью должностного лица органа, взимающего государственную пошлину, с указанием его должности, фамилии и инициалов.

В соответствии с частью второй пункта 4 статьи 251 Налогового кодекса Республики Беларусь факт уплаты государственной пошлины путем перечисления суммы государственной пошлины со счета плательщика подтверждается дополнительным экземпляром платежной инструкции, экземпляром платежной инструкции, составленным на бумажном носителе при осуществлении электронных платежей, с отметкой банка об их исполнении. При этом в отметке банка должны содержаться дата исполнения платежной инструкции, оригинальный штамп банка и подпись ответственного исполнителя.

Согласно требованиям подпункта 1.92 пункта 1 постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 5 марта 2009 г. № 20 «О согласовании наименований юридических лиц» (далее - постановление №20) согласование наименований юридических лиц, содержащих наименование уже существующих юридических лиц, допускается только с разрешения существующего юридического лица.

Наименования действующих юридических лиц зачастую состоят (содержат) из слов (слова), имеющих общеупотребимое значение, то есть являются словом широкого распространения и одновременно не являются наименованием юридического лица, общепризнанного в Республике Беларусь и иностранных государствах («монтажстрой», «стройсервис», «долина», «мебель», «дизайн», «декор», «инвест», «пицца», «формат», «контроль», «реформа», «история», «завод» и т.д.).

В этой связи при согласовании наименований создаваемых юридических лиц разрешение на использование указанных слов представлять в регистрирующий орган не требуется. Названное разрешение подлежит представлению в случае использования в наименовании слов, имеющих отличительный признак, посредством которого наименование не будет отождествляться с наименованиями иных организаций, а также несущих наибольшую информативную и смысловую нагрузку всего наименования в целом.

В случае, если выбранное наименование ранее являлось наименованием действующего юридического лица, такое наименование может быть использовано при согласовании наименования организации, поскольку данный случай выходит за рамки действия подпункта 1.8.10 пункта 1 постановления № 20, предусматривающего запрет на согласование в качестве наименований (части наименований) наименования юридических лиц, исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, наименования юридических лиц, в отношении которых в данный регистр внесена запись о прекращении деятельности, за исключением случаев обращения правопреемника прекратившего деятельность юридического лица.

В силу положений Гражданского кодекса Республики Беларусь и Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009г. №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» запись об исключении субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вносится только в случаях ликвидации (прекращения деятельности) этого субъекта.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В этом случае, поскольку изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, юридическое лицо, к которому присоединяется другое, обязано внести в свой учредительный документ соответствующие изменения и представить их вместе с иными документами, предусмотренными пунктом 16 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, в регистрирующий орган для их государственной регистрации.

Помимо этого в случае, если регистрирующим органом выдавалось разрешение на право изготовления печати юридического лица, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа может рекомендовать юридическому лицу – правопреемнику сдать в регистрирующий орган печать реорганизованной организации.

Согласно подпункту 13.1 пункта 13 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156, при согласовании наименований коммерческих и некоммерческих организаций в регистрирующий орган, помимо прочего, предоставляется копия документа, подтверждающего в установленном порядке полномочия заявителя, в случае представления документов представителями юридического или физического лица, если законодательством не установлено иное.

При этом в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2009 г. № 154, представительство интересов физических и юридических лиц осуществляется на основании доверенности.

Статьей 27 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» предусмотрено, что юридическая помощь оказывается адвокатами на основании договора на оказание юридической помощи. Договор, предметом которого является оказание юридической помощи, заключается между адвокатом либо адвокатским бюро и клиентом или иным лицом, действующим в интересах клиента, в письменной форме.

При этом договор на оказание юридической помощи регулирует отношения между адвокатом (адвокатским бюро) и клиентом, устанавливая виды оказываемой юридической помощи; порядок и размер ее оплаты, а также возмещения расходов, связанных с оказанием юридической помощи, и не касается дальнейших взаимоотношений адвоката с третьими лицами.

Кроме того, форма примерного договора на оказание юридической помощи, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 6 апреля 2012 г. № 90, предусматривает необходимость выдачи клиентом адвокату доверенности на право представлять интересы клиента и совершать от его имени действия по выполнению поручения по оказанию юридической помощи.

С учетом вышеизложенного полагаем, что согласование наименования юридического лица адвокатом в интересах своего клиента (физического или юридического лица) должно осуществляться на основании доверенности, выданной физическим или юридическим лицом.

Законодательством Республики Беларусь при определении перечня документов, представляемых для совершения той или иной процедуры, четко указывается, в каких случаях возможно представление документа в виде его копии. Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», установлен исчерпывающий перечень представляемых в регистрирующий орган документов.

При этом Декретом четко определено, что в регистрирующий орган представляется легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанных документов.

В соответствии с частью второй статьи 14 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» (далее – Закон) устав хозяйственного общества должен содержать информацию о размере уставного фонда. При этом изменения и (или) дополнения в устав хозяйственного общества согласно части четвертой вышеназванной статьи Закона вносятся в случаях и порядке, установленных данным Законом и иными законодательными актами.

Пункт 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, устанавливает исчерпывающий перечень случаев, при наличии которых коммерческие и некоммерческие организации в двухмесячный срок обязаны внести в свои уставы (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации.

Вместе с тем, несомненно, изменение размера уставного фонда организации, равно как и любых иных условий, которые в обязательном порядке должны содержаться в уставе юридического лица, влечет необходимость внесения в него соответствующих изменений и (или) дополнений.

Деноминация – это изменение номинала (нарицательной стоимости) денежных знаков для упорядочения их обращения и для упрощения расчетов.

Таким образом, «обрезание» нулей в сумме уставного фонда не есть изменение его размера.

При этом хозяйственное общество, действующее на основании своего устава, вправе вносить в него любые изменения с учетом норм законодательства и обращаться за их государственной регистрацией.

Не нужно. Подпунктом 8.2 пункта 8 статьи 257 Налогового кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что от государственной пошлины освобождаются организации при внесении изменений и (или) дополнений в учредительные документы в случае изменения законодательства, согласно которому требуется внесение таких изменений и (или) дополнений.

Указ Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2015 г. № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь», равно как и пункт 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, не обязывают организации обращаться за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений в учредительные документы, связанных с изменением размера уставного фонда, в том числе в связи с деноминацией официальной денежной единицы Республики Беларусь.

Вместе с тем в связи с проведением деноминации постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 6 мая 2016 года № 32 «О некоторых вопросах, связанных с деноминацией официальной денежной единицы Республики Беларусь» определен порядок пересчета стоимости ценных бумаг, а также конкретные обязанности их эмитентов, согласно которым акционерным обществам предписывается произвести пересчет номинальной стоимости акций и размера уставного фонда, а также государственную регистрацию соответствующих изменений и (или) дополнений в их уставы.

Поскольку законодательством на акционерные общества возложена обязанность по пересчету номинальной стоимости акций и обращению в установленном порядке за государственной регистрацией соответствующих изменений в устав, акционерные общества освобождаются от уплаты государственной пошлины за регистрацию таких изменений.

Скачать формы заявлений и уведомлений
Связаться со службой технической поддержки

Телефон:
+37517 290-07-67
+37517 290-07-86
Электронный адрес:
egr_support@ipps.by
Помощь в работе с веб-порталом ЕГР
Оставить предложения или замечания о работе веб-портала ЕГР
Регистрирующие органы
Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Яндекс.Метрика
НАВЕРХ